001Здоровье нации в целом теснейшим образом связано с охраной здоровья матери и ребенка. Забота о детях и, особенно о детях, лишённых попечения родителей, всегда была одной из основных обязанностей советского государства. Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети с самого раннего возраста. Очень важно, чтобы эти дети выросли, по возможности не испытывая недостатка ласки, эмоционального общения, чтобы им были обеспечены все необходимые оздоровительные и воспитательные мероприятия. Однако специфика дома ребенка, как учреждения интернатного типа и особенности воспитывающихся там детей, требуют специальных знаний по содержанию и правильной организации работы, глубокого понимания особенностей развития детей раннего возраста, в том числе подвергшихся воздействию многих факторов риска, умения обеспечить этим детям весь комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных и воспитательных воздействий.

В начале 90-х годов в Красноярском крае резко возросла потребность в коечном фонде для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И 24 октября 1994 года по решению Управления здравоохранения администрации Красноярского края для улучшения медико-социальной помощи этой категории детей был открыт  Краевой специализированный дом ребёнка. Главным врачом была назначена Космынина Галина Ивановна врач педиатр. Учитывая высокий процент детей, родившихся с патологией центральной нервной системы, было решено открыть специализированный дом ребенка для детей с патологией центральной нервной системы с нарушением психики на 150 мест, а с 01.08.2006г было ещё увеличено количество мест до 180.   Организация такого учреждения позволяет не только освободить родителей от содержания тяжело- больных детей в домашних условиях, но и организовать им высококвалифицированную медицинскую помощь и максимальную реабилитацию. 

002Краевой специализированный дом ребенка  №5 общей площадью 4500 кв.м. размещен в отдельном двухэтажном здании блочного типа, на базе бывшего детского комбината.  Благодаря энтузиазму вновь организованного коллектива, возродилось и стало еще красивее здание Дома ребенка. Сказочные персонажи в группах, наличие  , качелей, миниатюрных песочниц, модулей, галерея фотографий усыновлённых детей  в фойе любовно оформлены членами коллектива. Украшением и гордостью коллектива является большой зимний сад, расположенный в фойе здания, с разнообразными цветущими круглый год растениями и живой пальмой.

Территория Дома ребенка ограждена, озеленена, хорошо проветриваемая и  инсолируемая, благоустроена детскими площадками, закрытыми верандами, закрытыми разноцветными песочницами, что является нашей гордостью.

Водоснабжение, канализация и отопление централизованные, от общей сети города. Вентиляция и освещение естественные и искусственные.

003Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию дома ребенка очень высоки, так как состояние здоровья детей в значительной степени зависит от условий: микроклимата, воздушной среды, шумового фактора и других, которые в свою очередь зависят от многих причин, в том числе и архитектурного решения здания, инженерно-технического оборудования, размещения в городе. В связи с этим в системе профилактических мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, важная роль принадлежит организации окружающей среды. По данным ежегодных проверок службой санитарно – эпидемического надзора состояние территории дома ребёнка и физические факторы соответствуют санитарно – гигиеническим требованиям. В 2004году был получен впервые сертификат соответствия услуги питания столовой, ежегодно проходим подтверждение. В феврале 2005 года домом ребёнка получена лицензия на осуществление медицинской деятельности, в 2010г. подтверждена.Согласно полученной лицензии в доме ребёнка разрешено осуществлять следующие виды деятельности: педиатрия, неврология, сестринское дело, доврачебная помощь, диетология, ЛФК, лечебный массаж, профилактическая работа, лабораторное дело. В июле 2017 года получена лицензия на осуществления педагогической деятельности.

В рамках реализации постановления правительства за №481 осуществляется изменения социального окружения в доме ребенка по нескольким направлениям:

1. Обучение персонала в рамках проекта: «Снижение уровня сиротства и инвалидизации детей, воспитывающихся в домах ребенка края», по обучающим модулям.

Модуль 1 - «Эмоции и сигналы детей раннего возраста»;

Модуль 2 - «Принципы заботы с уважением»;

Модуль 3 - «Кормление»

Модуль 4 - «Организация и проведение режимных моментов».

2. Создание благоприятных условий проживания детей, за группой закреплен постоянный персонал, группа укомплектована разновозрастными детьми, для ранней социализации младших детей и формирования ответственности у старших детей и формирования чувства сострадания и гуманности к детям инвалидам. В группах созданы зоны, в которых близкий взрослый, предоставляет себя для личностно направленного контакта с ребенком или группой детей, также зона для уединения детей. 

3. С момента обращения потенциальных усыновителей, кровных семей в дом ребенка, их сопровождает психолог, который наблюдает за взаимодействием усыновителей, кровных родителей с ребенком, дает консультации по возникшим вопросам, приглашает специалистов дома ребенка для консультирования. Для комфортного общения усыновителей и кровных родителей с ребенком оборудован на улице городок с качелями, песочницей и игровыми формами, что позволяет усыновителям проявить свои родительские возможности.  В здании дома ребенка усыновителям и кровным родителям предоставляется на выбор ( в зависимости от возраста ребенка) реабилитационный зал или игровая сенсорная комната. 

004Медицинская реабилитация:

Психолого-педагогической реабилитацией в доме ребенка занимаются: логопед ,учителя- дефектологи,  психологи.

В доме ребенка используются элементы программ: 

Монтессори- терапии-  развития восприятия и преодоления сенсорной депривации; 

Природо-терапии, - ознакомления с окружающим миром и преодоления социальной депривации; 

Элименты Вальдорфской педагогики -  накопления опыта  эмоционального взаимодействия и преодоления материнской депривации;  

Сказка- терапии - эмоционального и социального развития;  

Программа   « Игры которые лечат» направлена на преодоление последствий соматических заболеваний, через игры.

 Специалистами дома ребенка внедряются инновационные технологии и учебно-методические материалы для работы с  «безречевыми детьми». 

Для расширения представления детей об окружающем мире в доме ребенка разрабатывается годовой маршрут экскурсий: «Роев ручей»; «Река Енисей»; «Лес полон чудес»; «Огород»; «Городские достопримечательности» и т.д

005Оборудован уголок для занятий песко терапией. 

Работает  сенсорная комната, оборудован уголок для формирования первого социального опыта (кухня и парикмахерская). 

Реабилитационный зал с модулями;

Кабинет психолога с элементами Монтессори материала. 

В зимнем саду оборудована игровая площадка, разделенная по зонам - творческая зона, двигательная зона, зона живой и не живой природы.

На базе дома ребенка реализуется проект «Хочу ходить».

Цель: 

Расширить доступную среду для реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеграция их в социум.

006Построен реабилитационный городок позволяющий свободно двигаться детям на большой площади с пандусами, горками, приспособлениями для лазанья и подтягивания, также имеются возможности устанавливать индивидуальные средства реабилитации, для вертикализации, ходунки.  Создание такой зоны дает нам возможность в теплое время года проводить реабилитационные мероприятия, помочь детям на ранних этапах развития преодолеть двигательные расстройства. Расширить возможности, видеть мир глазами здорового ребенка, мотивировать больных детей к преодолению недуга, включать сохранные возможности организма в преодолении болезни.

В доме ребенка с  2008 года работает психолого-медико-педагогический консилиум.  

Основные функции ПМПк :

1.Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его нахождения в  учреждении;

2.Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции и определения специалиста сопровождающего ребенка.

3.Оформление на каждого воспитанника индивидуального плана реабилитации.

4.Создание климата психологического комфорта для всех участников  процесса реабилитации. 

В доме ребенка работает попечительский совет в который вошли как сотрудники дома ребенка, предприниматели, так и представители города Сосновоборска.

Что нужно знать при оформлении опеки или усыновлении ребенка

СРП- структура
СРП в структуре дома ребенка Обработка первичного обращения близкого взрослого ( дефектолога). Определение нуждаемости ребенка в РП ( скрининги). Оценочные процедуры: - Оценка функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка; - изучение анамнеза; - анализ медицинской документации; - анализ ИПР; Обсуждение на ПМПк ( Совместная деятельность СРП и ПМПк) - в случае не выявления - предоставление разовой консультации ( работа дефектолога по ИПР); - в случае выявления нуждаемости - разработка ИПРП; реализация ИПРП; промежуточная и / или итоговая оценка результативности реализации ИПРП; - пролонгация или завершение реализации ИПРП; - передача материала СРП усыновителям для дальнейшего сопровождения СРП ( если ИПРП не завершена). - в завершение программы ИПРП ребенок переходит на сопровождение ПМПк. Близкий взрослый ( дефектолог работающий на группе) - участие в…
Правовые последствия усыновления, изменение ФИО, изменение даты и места рождения, запись усыновителей в качестве родителей
Правовые последствия усыновления.Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина.Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если…
Какие дети могут быть переданы под опеку (попечительство) и на усыновление
Какие дети могут быть переданы под опеку (попечительство).Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):Факт отсутствия попечения со стороны родителей (статья 121 Семейного Кодекса Российской Федерации):- смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);- лишение (ограничение) их родительских прав;- признание родителей недееспособными;- болезнь родителей; длительное отсутствие родителей;- уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;- отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;- создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;- иные случаи отсутствия родительского попечения (в том числе признание родителей без вести отсутствующими, письменное согласие родителей на усыновление,…
Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним
Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия…
Права и обязанности опекунов и попечителей
Родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя.Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного.Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в…