Здоровье нации в целом теснейшим образом связано с охраной здоровья матери и ребенка. Забота о детях и, особенно о детях, лишённых попечения родителей, всегда была одной из основных обязанностей советского государства. Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети с самого раннего возраста. Очень важно, чтобы эти дети выросли, по возможности не испытывая недостатка ласки, эмоционального общения, чтобы им были обеспечены все необходимые оздоровительные и воспитательные мероприятия. Однако специфика дома ребенка, как учреждения интернатного типа и особенности воспитывающихся там детей, требуют специальных знаний по содержанию и правильной организации работы, глубокого понимания особенностей развития детей раннего возраста, в том числе подвергшихся воздействию многих факторов риска, умения обеспечить этим детям весь комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных и воспитательных воздействий.
В начале 90-х годов в Красноярском крае резко возросла потребность в коечном фонде для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И 24 октября 1994 года по решению Управления здравоохранения администрации Красноярского края для улучшения медико-социальной помощи этой категории детей был открыт Краевой специализированный дом ребёнка. Главным врачом была назначена Космынина Галина Ивановна врач педиатр. Учитывая высокий процент детей, родившихся с патологией центральной нервной системы, было решено открыть специализированный дом ребенка для детей с патологией центральной нервной системы с нарушением психики на 150 мест, а с 01.08.2006г было ещё увеличено количество мест до 180. Организация такого учреждения позволяет не только освободить родителей от содержания тяжело- больных детей в домашних условиях, но и организовать им высококвалифицированную медицинскую помощь и максимальную реабилитацию.
Краевой специализированный дом ребенка №5 общей площадью 4500 кв.м. размещен в отдельном двухэтажном здании блочного типа, на базе бывшего детского комбината. Благодаря энтузиазму вновь организованного коллектива, возродилось и стало еще красивее здание Дома ребенка. Сказочные персонажи в группах, наличие , качелей, миниатюрных песочниц, модулей, галерея фотографий усыновлённых детей в фойе любовно оформлены членами коллектива. Украшением и гордостью коллектива является большой зимний сад, расположенный в фойе здания, с разнообразными цветущими круглый год растениями и живой пальмой.
Территория Дома ребенка ограждена, озеленена, хорошо проветриваемая и инсолируемая, благоустроена детскими площадками, закрытыми верандами, закрытыми разноцветными песочницами, что является нашей гордостью.
Водоснабжение, канализация и отопление централизованные, от общей сети города. Вентиляция и освещение естественные и искусственные.
Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию дома ребенка очень высоки, так как состояние здоровья детей в значительной степени зависит от условий: микроклимата, воздушной среды, шумового фактора и других, которые в свою очередь зависят от многих причин, в том числе и архитектурного решения здания, инженерно-технического оборудования, размещения в городе. В связи с этим в системе профилактических мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, важная роль принадлежит организации окружающей среды. По данным ежегодных проверок службой санитарно – эпидемического надзора состояние территории дома ребёнка и физические факторы соответствуют санитарно – гигиеническим требованиям. В 2004году был получен впервые сертификат соответствия услуги питания столовой, ежегодно проходим подтверждение. В феврале 2005 года домом ребёнка получена лицензия на осуществление медицинской деятельности, в 2010г. подтверждена.Согласно полученной лицензии в доме ребёнка разрешено осуществлять следующие виды деятельности: педиатрия, неврология, сестринское дело, доврачебная помощь, диетология, ЛФК, лечебный массаж, профилактическая работа, лабораторное дело. В июле 2017 года получена лицензия на осуществления педагогической деятельности.
В рамках реализации постановления правительства за №481 осуществляется изменения социального окружения в доме ребенка по нескольким направлениям:
1. Обучение персонала в рамках проекта: «Снижение уровня сиротства и инвалидизации детей, воспитывающихся в домах ребенка края», по обучающим модулям.
Модуль 1 - «Эмоции и сигналы детей раннего возраста»;
Модуль 2 - «Принципы заботы с уважением»;
Модуль 3 - «Кормление»
Модуль 4 - «Организация и проведение режимных моментов».
2. Создание благоприятных условий проживания детей, за группой закреплен постоянный персонал, группа укомплектована разновозрастными детьми, для ранней социализации младших детей и формирования ответственности у старших детей и формирования чувства сострадания и гуманности к детям инвалидам. В группах созданы зоны, в которых близкий взрослый, предоставляет себя для личностно направленного контакта с ребенком или группой детей, также зона для уединения детей.
3. С момента обращения потенциальных усыновителей, кровных семей в дом ребенка, их сопровождает психолог, который наблюдает за взаимодействием усыновителей, кровных родителей с ребенком, дает консультации по возникшим вопросам, приглашает специалистов дома ребенка для консультирования. Для комфортного общения усыновителей и кровных родителей с ребенком оборудован на улице городок с качелями, песочницей и игровыми формами, что позволяет усыновителям проявить свои родительские возможности. В здании дома ребенка усыновителям и кровным родителям предоставляется на выбор ( в зависимости от возраста ребенка) реабилитационный зал или игровая сенсорная комната.
Медицинская реабилитация:
Психолого-педагогической реабилитацией в доме ребенка занимаются: логопед ,учителя- дефектологи, психологи.
В доме ребенка используются элементы программ:
Монтессори- терапии- развития восприятия и преодоления сенсорной депривации;
Природо-терапии, - ознакомления с окружающим миром и преодоления социальной депривации;
Элименты Вальдорфской педагогики - накопления опыта эмоционального взаимодействия и преодоления материнской депривации;
Сказка- терапии - эмоционального и социального развития;
Программа « Игры которые лечат» направлена на преодоление последствий соматических заболеваний, через игры.
Специалистами дома ребенка внедряются инновационные технологии и учебно-методические материалы для работы с «безречевыми детьми».
Для расширения представления детей об окружающем мире в доме ребенка разрабатывается годовой маршрут экскурсий: «Роев ручей»; «Река Енисей»; «Лес полон чудес»; «Огород»; «Городские достопримечательности» и т.д
Оборудован уголок для занятий песко терапией.
Работает сенсорная комната, оборудован уголок для формирования первого социального опыта (кухня и парикмахерская).
Реабилитационный зал с модулями;
Кабинет психолога с элементами Монтессори материала.
В зимнем саду оборудована игровая площадка, разделенная по зонам - творческая зона, двигательная зона, зона живой и не живой природы.
На базе дома ребенка реализуется проект «Хочу ходить».
Цель:
Расширить доступную среду для реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеграция их в социум.
Построен реабилитационный городок позволяющий свободно двигаться детям на большой площади с пандусами, горками, приспособлениями для лазанья и подтягивания, также имеются возможности устанавливать индивидуальные средства реабилитации, для вертикализации, ходунки. Создание такой зоны дает нам возможность в теплое время года проводить реабилитационные мероприятия, помочь детям на ранних этапах развития преодолеть двигательные расстройства. Расширить возможности, видеть мир глазами здорового ребенка, мотивировать больных детей к преодолению недуга, включать сохранные возможности организма в преодолении болезни.
В доме ребенка с 2008 года работает психолого-медико-педагогический консилиум.
Основные функции ПМПк :
1.Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его нахождения в учреждении;
2.Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции и определения специалиста сопровождающего ребенка.
3.Оформление на каждого воспитанника индивидуального плана реабилитации.
4.Создание климата психологического комфорта для всех участников процесса реабилитации.
В доме ребенка работает попечительский совет в который вошли как сотрудники дома ребенка, предприниматели, так и представители города Сосновоборска.
СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ
С 23.09.19г. на базе региональной общественной организации «Красноярский центр лечебной педагогики: Центр компетенции по ранней помощи», начали обучение специалисты нашего учреждения.
В команду входят 4 человека:
1.Педагог-психолог Чемес Анна Сергеевна.
2.Учитель-дефектолог Гришко Елена Данииловна
3.Учитель-дефектолог Татаренко Анна Александровна
4.Учитель-дефектолог Полонская Юлия Владимировна
Курс повышения компетенций в технологии ранней помощи называется «Организационные основы ранней помощи» состоит из 4-х модулей и составляет 160 часов. Обучение продлится до 20.02.20 г.
Специалисты закончили первый модуль «Философия и принципы ранней помощи».
Ранняя помощь – это система поддержки семьи, в которой живет ребенок в возрасте от рождения до 3-х лет, и который имеет задержку в развитии, индивидуальность или ограничения жизнедеятельности.
Цель службы:
Создание условий обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничения жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, социальную интеграцию семьи и ребенка, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности.
Все дети нашего учреждения от 0 до 3-х лет нуждаются в помощи специалистов СРП. Чем раньше помощь оказывается, тем более она эффективна. Специалисты помогают сотрудникам группы, а они в свою очередь помогают своим детям:
- отвержение покровительствующего отношения;
- включение членов группы в описание и определение природы проблем;
- сотрудник группы - партнер в помощи ребенку;
- сотрудники группы берут на себя ответственность за выполнение программы помощи;
- сотрудники группы включены в оценку курса помощи в отношении его достаточности.
Особенности программы ранней помощи:
1.Помощь оказывается всей командой специалистов;
2.Работа команды направлена:
- на улучшение жизни ребенка в естественной среде.
- на повышение качества взаимоотношений ребенка с родителями (или другими ухаживающими за ним взрослым, далее воспитатель).
- на повышение компетентности родителей (воспитателя).
3.Программа помощи строится на основе:
- сильных сторон ребенка.
- функционального подхода к ребенку.
Функциональный подход – в его основе лежит собственная активности ребенка и его способность к выполнению заданий.
Специалисты и сотрудники группы помогают ребенку:
развивать навыки, необходимые в повседневной жизни, причем на основе активности самого ребенка, в той деятельности, которая повторяется ежедневно и нравится ребенку, в которой он может участвовать и учиться.