Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155

10 июня 2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 октября 2013 г. N 1155

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

Подробнее ...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155

I. Общие положения

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

 

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Подробнее ...

Основные сведения

Главным фактором, определяющим эффективности всей системы воспитания детей в Доме ребенка, является гуманность, сознательность, ответственное отношение к своей работе воспитателей и специалистов Дома ребенка. Теплота, ласка, личное общение с каждым воспитанником - вот важные условия, от которых зависит здоровье и развитие детей. Воспитатель Дома ребенка должен быть медицински и педагогически грамотным, знать коррекционную педагогику и обладать высокой нравственностью, культурой, любить детей.
Воспитательно – образовательная работа в разновозрастных группах строится в соответствии с основной программой дошкольного образования разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. При создании условий для развития и воспитания в Доме ребенка учитывается не столько возраст, столько состояния здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных корригирующих мероприятиях, в воспитании и обучении, соответствующем более раннему возрасту. Для поощрения социально- эмоционального и интеллектуального развития ребенка близкий взрослый должен чувствительно реагировать и, эмоционально подстраиваться, менять свое поведение в соответствии с изменяющимися потребностями ребенка в зависимости от этапа развития системы и личности ребенка, проявлять чувствительность, и эмоциональную доступность в целом на протяжении развития ребенка. При поступлении в дом ребенка малыш сталкивается с новыми условиями существования и у него включаются механизмы, вырабатывающие новые формы реагирования, адекватные этим новым условиям.
Отбор, формулировка образовательных задач для своей возрастной группы, постепенность и последовательность их усложнения; проектирование и изменение предметно-развивающей среды, подготовка материалов для организации детской деятельности, общения, игр с детьми.
Недельное планирование строится на основе образовательных задач, сформулированных на годовой временной период.
Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов:
- Принцип последовательности. В основе — отход от формального параллельного планирования с большими временными затратами на образовательной деятельности с детьми (неделя — временной период планирования):
- При построении образовательного процесса, подчиняющегося принципу интеграции, образовательные задачи также интегрируются и способствуют комплексному развитию ребёнка.
Разные виды деятельности при планировании становятся инициирующим началом интеграции.
Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности, их количество может быть уменьшено или увеличено с учётом заинтересованности детей. Для реализации содержания программы рекомендуется внедрять в педагогическую практику следующие формы образовательной деятельности: экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и обсуждениями; театрализованные игры, игры-драматизации, игры-импровизации; творческие мастерские; фольклорные игры создание коллективных продуктов тематические развлечения, спортивные праздники, соревнования и др.
При организации совместной деятельности с детьми необходимо учитывать:
организацию пространственной среды группы: столы кругом, полукругом, веером; на ковре, у окна, на улице и т.п.; организацию коллективного просматривания детских работ предоставление возможности каждому ребёнку осуществить самоконтроль результатов деятельности, сравнить свой результат с результатом других детей.
Проектируя образовательный процесс, важно через планирование объединять деятельность воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и др.
Необходимо предусмотреть соответствие содержания деятельности педагогов с учётом тематики, недели, выбора итогового мероприятия, реализации интеграции образовательных задач и видов деятельности, соответствующих форм работы с детьми, устранив повторы и дублирование материала.
В дошкольном возрасте целью интегрированных занятий является информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка, его гармоническое развитие на основе поли художественного восприятия мира и выражение себя в разных видах деятельности.
Планирование и организация работы с детьми дошкольного возраста осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.
Модель состоит из четырёх структурных единиц:
- увидеть (наблюдение за миром);
- услышать (звуки окружения);
- обыграть (телом, умом, лицом — пантомима, пластика);
- создать (самостоятельная деятельность).
Программа решает задачи развития детей в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- речевого развития;
- художественно-эстетического развития;
- физического развития.
Область социально-коммуникативного развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
- овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами, и правилами поведения в социуме, а именно:
+ усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
+ развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
+ развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- овладение элементарной трудовой деятельностью, в том числе формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
Область познавательного развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
- овладение познавательно-исследовательской деятельностью, формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Область речевого развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
- овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Область художественно-эстетического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
- развитие детей в процессе восприятия художественной литературы;
- развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью;
- развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью;
- развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Область физического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
- овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), становление ценностей здорового образа жизни.
Дом ребенка осуществляет организацию режима пребывания детей в Доме ребенка в соответствии с нормативно-правовыми документами и Сан ПиН содержания дошкольных учреждений.
Режим Дома ребенка направлен на использование максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей. Время приема пищи, дневной сон, время прогулки являются стереотипно повторяющимися режимными моментами. Все остальные компоненты режима носят динамичный характер. Допускаются некоторые изменения в последовательности проведения или длительности отдельных видов деятельности детей в течение дня. При этом обязательно сохраняются основные принципы построения режима: достаточ¬ная ежедневная длительность пребывания детей на воздухе, полно¬ценный сон, рациональное чередование умственных и физических нагрузок, регулярное питание, активный отдых.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет согласно требованиям организации прогулок. Ее организуют 2 раза в день: в первую половину до обеда и во вторую половину дня. При температуре воздуха должна соответствовать возрастным требованиям. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения, осуществляется индивидуальная работа и самостоятельная деятельность детей. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов в течении часа. Прогулка заменяется самостоятельной деятельностью детей, совместной деятельностью воспитателя с детьми (организацией игр, в том числе и подвижных, индивидуальной работой и др.) с посещением музыкального (физкультурного) зала для организации проветривания группового помещения. В летний период продолжительность прогулки максимально увеличивается до 4.5 часов. Игры, физические упражнения, образовательная деятельность проводятся на свежем воздухе.
Обязательным компонентом режима является прием пищи, который предусматривает пятиразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.
Время после сна используется для организации закаливающих процедур и самостоятельной игровой деятельности детей.
В помещениях для деятельности и отдыха детей создается¬ благоприятная гигиеническая обстановка, предусматривающая системати¬ческое проветривание и поддержание температуры воздуха.
В ходе проведения закаливающих мероприятий с дошкольниками используются разнообразные формы и методы закаливания, со¬блюдаются основные принципы. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом медицинских показаний. Закаливающие мероприятия меняются по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха, эпидемиологической обстановки.
При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (медицинские показатели, темп деятельности и т.д.).
Ведущая деятельность — это игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт челове¬ческих отношений.
При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные формы детской деятельности: экскурсии, дидактические игры, детское эксперимен¬тирование, игры-драматизации, проектная деятельность и др., с использова¬нием специфических дошкольных приемов организации (игровые и сюрприз¬ные моменты, в том числе с использованием игрушек, кукол бибабо и т.д., со¬трудничество со взрослыми и другими детьми), что делает для ребенка занятие не только интересным, но и личностно значимым, инициирующим самого ре¬бенка (поиск способов, решений, в том числе вариативных).
Обучение в форме непосредственно образовательной деятельности начинается с третьего года жизни. Детям предлагается такое содержание, которое они не могут освоить са¬мостоятельно в свободной деятельности без помощи взрослого. На непосредственно образовательную деятельность отводится:
- для детей 2-3-х лет- 10-12 минут;
- для детей 3-4-х лет – не более 15 минут.
Непосредственно образовательная деятельность осуществляется в первой и во второй половине дня. В первой половине дня объем образовательной нагрузки составляет: для детей 2-3-х лет-30-40 минут. Во второй половине дня – не более 15-20 минут. Объем недельной нагрузки составляет: для детей 3-4 лет – 2 часа 45 минут.
Физическая культура организуется 3 раза в неделю, одно занятие проводится на свежем воздухе при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет - 15 минут. Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинской сестры и педиатра.

Режим дня в разновозрастной группе.

Подъем, гигиенические процедуры. Кормление (дети до года)

6.00 — 6.30

Бодрствование (дети до года)

6.30 — 7.00

Подъем, гигиенические процедуры (от 1 г. до 4 л)

7.00 — 7.45

Завтрак (дети от 1 года до 4 лет)

7.45 — 8.00

Гигиенические процедуры

8.00 — 8.20

Игра

8.20 — 8.30

Индивидуальные занятия, муз. или физкультурные

8.30 — 9.30

Второй завтрак (дети от 1 года до 4 лет). Кормление детей до года.

9.30 — 10.00

Подготовка к прогулке, прогулка (дети от 1 г. до 4 лет). Сон на воздухе в летний период( дети до1.5лет)

10.00 — 11.30

10.00 — 12.00

Подготовка к обеду

11.30 — 11.45

Обед (дети до года, дети с 1года до4 лет)

11.45 — 12.10

Гигиенические процедуры, купание

12.10 — 12.40

Подготовка ко сну, дневной сон ( от 1.5 до 4 лет)

12.40 — 15.00

Кормление (дети от 1 до 4 л)

13.00 — 13.15

Индивидуальные занятия (дети до 1 года)

13.00 — 14.00

Кормление (дети до 1 года)

13.45 — 14.00

Прогулка, сон на улице. (дети до 1,5 лет)

14.00 — 15.30

Подъем, гигиенические процедуры ( от 1,5 до 4 л.)

15.00 — 15.30

Полдник, кормление детей ( дети от 1,5 до 4 л.)

15.45 — 16.15

Кормление детей от 1 до 4 месяцев

16.15 — 16.30

Индивидуальные занятия, самостоятельная деятельность

16.15 — 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка

17.00 — 18.00

Кормление детей от 4 м. до года

18.00 — 18.15

Гигиенические процедуры, купание

18.15 — 19.00

Подготовка к ужину, ужин (дети от 1 г до 4 лет)

19.00 — 19.30

Спокойные игры( дети от1.5 до 4лет) Подготовка ко сну (дети до 1.5лет)

19.30 — 20.15

Кормление детей от 1 до 4 месяцев

20.00 — 20.15

Укладывание на ночной сон ( дети до 1.5 лет) Подготовка ко сну (дети1.5 до 4 лет)

20.15 — 20.30

Ночной сон у детей от 1,5 до 4 лет

20.30 — 7.00

Подробнее ...